31.01.2011

О Декаденстве..

  Декадентво..вопрос спорный. Французское слово decadеnt ("упадок" или "падение", если по латыни) изначально использовалось как исторический термин для обозначения культурного регресса у римлян во 2-4 веке н.э. Но сегодня почти все уже позабыли про культурные проблемы древних римлян, зато есть такие кто помнят, что декадентством еще называли модернистское направление в искусстве конца 19 - начала 20 века. Вот это я предчувствовала, кажется, с самого рождения, увы, только не помню кто меня втянул в это мракобесие, хотя есть подозрения, что виноваты родители с их клипами The Cure. Так вот.., возвращаясь к теме о декадентах - все это было своеобразным протестом против реализма и натурализма,  порядком поднаскучившего великим мыслителям конца 19 века. Основными чертами того декадентства были индивидуализм, утонченная эстетика и даже имморализм (вспомните о великом и ужасном Маркизе де Саде, который, кстати, был предшественником декадентов в этом отношении). Многие любят четко обозначать границы стилей, но в случае с декадентством, эстетизмом и символизмом сделать это будет сложнее, т.к. в свое время они сплетались, расплетались и снова сплетались. Символизм, как мне кажется, вообще имеет довольно призрачные границы. Эстетизм.., всепоглощающая любовь к красоте, вспомните Оскара Уайльда с его "Портретом Дориана Грея". Декаданс..- это безусловно французы Бодлер, Верлен, Рембо, Гюисманс, ну и, пожалуй, Малларме, который вместе с Полем Верленом был отнесен к числу "проклятых поэтов". Хотя, опять же, все они очень даже "символисты". Из русских "декадентами" часто называют Константина Бальмонта, Мережковского, Сологуба, Зинаиду Гиппиус, И. Северянина и раннего Брюсова. Так это или нет каждый определит для себя сам.

  На сегодняшний день люди часто называют декадансом все, что имеет мрачную, символистскую эстетику, зачастую напрасно путая его с готикой, особенно это касается музыки. Декаданс и Готика - не есть одно и тоже, поверьте или лучше проверьте! И если Бодлер давал названия некоторым своим стихам вроде "Вампира" (а такое действительно у него имеется), это вовсе не значит, что он слыл заядлым готом, попавшим в уважение к таким современным писательницам как Энн Райс или Стефани Майер. Экстрактом и сладким ядом декадентства было вечное единство красоты и уродства, которые, вроде как, не могут существовать совсем отдельно. Достаточно хорошо это проглядывается в одном из очень известных вещей Бодлера - "Падаль":

Скажи, ты помнишь ли ту вещь, что приковала
Наш взор, обласканный сияньем летних дней,
Ту падаль, что вокруг зловонье изливала,
Труп, опрокинутый на ложе из камней.


Он, ноги тощие к лазури простирая,
Дыша отравою, весь в гное и в поту
Валялся там и гнил, все недра разверзая
С распутством женщины, что кажет наготу.


И солнце жадное над падалью сверкало,
Стремясь скорее все до капли разложить,
Вернуть Природе все, что власть ее соткала,
Все то, что некогда горело жаждой жить!


Под взорами небес, зловонье изливая,
Она раскинулась чудовищным цветком,
И задыхалась ты - и, словно неживая,
Готовилась упасть на свежий луг ничком.


Неслось жужжанье мух из живота гнилого,
Личинок жадные и черные полки
Струились, как смола, из остова живого,
И, шевелясь, ползли истлевшие куски.


Волной кипящею пред нами труп вздымался;
Он низвергался вниз, чтоб снова вырастать,
И как-то странно жил и странно колыхался,
И раздувался весь, чтоб больше, больше стать!


И странной музыкой все вкруг него дышало,
Как будто ветра вздох был слит с журчаньем вод,
Как будто в веялке, кружась, зерно шуршало
И свой ритмический свершало оборот.


Вдруг нам почудилось, что пеленою черной
Распавшись, труп исчез, как побледневший сон.
Как контур выцветший, что, взору непокорный,
Воспоминанием бывает довершен.


И пес встревоженный, сердитый и голодный,
Укрывшись за скалой, с ворчаньем мига ждал,
Чтоб снова броситься на смрадный труп свободно
И вновь глодать скелет, который он глодал.


А вот придет пора - и ты, червей питая,
Как это чудище, вдруг станешь смрад и гной,
Ты - солнца светлый лик, звезда очей златая,
Ты - страсть моей души, ты - чистый ангел мой!


О да, прекрасная - ты будешь остов смрадный,
Чтоб под ковром цветов, средь сумрака могил,
Среди костей найти свой жребий безотрадный,
Едва рассеется последний дым кадил.


Но ты скажи червям, когда без сожаленья
Они тебя пожрут лобзанием своим,
Что лик моей любви, распавшейся из тленья,
Воздвигну я навек нетленным и святым!

  Довольно не просто для восприятия, правда? Ещё бы - такие контрасты! Кто-то спросит: "И под чем же достопочтенный Шарль сочинял ТАКОЕ?" Известно, что один или пару раз он пробовал давамеск (алжирская разновидность гашиша), но лишь эксперимента ради. Да и гашиш разве не вызывает более позитивных настроений? Однако, в последствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х гг. преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своем психоделическом опыте, которые составили сборник «Искусственный рай» (1860). Вот такой он был молодец, наш Бодлер. А сейчас, что? - Некоторые товарищи ложно рассчитывают стать неимоверно творческими личностями при помощи наркотиков, абсолютно не понимая простой истины: Если Вы уже не являетесь творческою личностью, то и наркотики вам не помогут, а скорее наоборот, так как тут редко кто знает меру.

   Я пока еще не успела упомянуть о моде, как об одном из важнейших (и самом продаваемом-покупаемом) искусств(е) современности...Мода теперь живет почти в каждом уважающем себя доме, да и большинство блогов - о моде, не говоря уже о глянцевых журналах и бесконечных бутиках.Хотелось бы разобраться какое место занимает декаданс в современной моде. Пока что мне, как ни стыдно признаться, приходят на ум только ныне покойный Александр МакКуин (Alexander McQueen) и еще один англичанин - Гарет Пью (Gareth Pugh). Темной эстетики также придерживаются Рик Оуэнс (Rick Owens); Энн Демельмейстер (Ann Demeulemeester); Comme Des Garcons; Риккардо Тиши (Riccardo Tisci), креативный директор модного дома Givenchy; и некоторые другие дизайнеры, но на мой взгляд, это все же не совсем декаданс, хотя, опять же, повторюсь, строгих рамок никто не назначал. И, кстати, если все же возникнут у кого из читателей идеи по поводу декадентских дизайнеров или хотя бы каких-то отдельных коллекций - делитесь своими предположениями!

   Вот, собственно, и все мои представления о декадентстве. О музыке мне, к сожалению, нечего сказать, поскольку группу "Агату Кристи", вопреки представлениям многих, я не считаю декадентской (хотя, бесспорно, в них что-то есть) только потому, что у них есть песня под названием "Декаданс", да и общий дух их музыки весьма мрачный, а уж о чистокровной готике я вообще умолчу.
П.С. Очень скоро я буду сдавать экзамен по зарубежной литературе конца 19 века, так что вполне вероятно, что выясню для себя что-то новое..

Комментариев нет:

Отправить комментарий